Закрыть

Ууно Таави Сирелиус
(1872—1929 гг.)

 

           Крупнейшего финского этнографа Ууно Таави Сирелиуса можно по праву назвать «фактическим основателем финской этнографической школы». Исследователь видел основную задачу финно-угорской этнологии в изучении истории культур народов, говорящих на финно-угорских языках, а также в определении их предполагаемой исторической прародины. Он твердо полагал, что сравнительные разыскания в области истории материальной культуры являются определяющими в выяс­нении генезиса финно-угорских культур. Уже в самом начале своей научной карьеры исследователь сконцентрировал внимание на изучении хозяйственной и промысловой деятельности так называемых «девственных культур» народов Сибири — хантов, манси и селькупов. В 1889-1890 гг. У. Т. Сирелиус осуществляет первую длительную этнографическую экспедицию к этим уральским народам с целью сбора экспонатов для фондов Национального музея Финляндии. В течение четырнадцати месяцев У.Т.Сирелиус занимался стационарным исследованием охоты, рыболовства и традиционного образа жизни у обских угров. В результате экспедиции была собранa богатейшая коллекция экспонатов и создана уникальная этнографическая серия фотографий, насчитывающая более чем 450 негативов. Впоследствии, по материалам экспедиции У. Т. Сирелиус подготовил докторскую диссертацию и цикл научных и популярных публикаций, в частно­сти, фундаментальные исследования о рыболовном промысле у финно-угров.
           В начале
XX века У.Т. Сирелиус ставит перед собой за­дачу расширения фактической базы сравнительных исследова­ний по охотничьим промыслам, рыболовству и хозяйственному укладу финно-угров. В 1907 году Хельсинский университет и Финно-угорское общество Финляндии выделяют средства на проведение этнографических разысканий у пермских народов — коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов.
           Свое «пермское» путешествие У. Т. Сирелиус начал в начале июня 1907 года по железной дороге из Петербурга через Вятку и станцию Мураши в село Летка. Маршрут экспедиции по тер­ритории Коми края проходил через Усть-Сысольск — село Выльгорт (на р. Сысоле) — село Межадор
— село Мординское (на р.Локчим) — село Усть-Кулом — деревню Пожегдин (на р. Вы­чегде) — село Скородум (на р.Вычегда) — село Корткерос    Усть-Сысольск. В середине июля У.Т.Сирелиус собирался посе­тить ижемских коми, но по ряду причин был вынужден отказаться от первоначального плана, и ограничился приобретением традици­онной одежды и утвари ижемских коми-оленеводов, не выезжая из Усть-Сысольска. Уже в конце июля исследователь направился в Сарапульский уезд для проведения полевых этнографических исследований среди удмур­тов.
           При сборе материалов у коми и удмуртов У.Т. Сирелиус уделял внимание не только охоте и рыболовству, но и особенно­стям жилых строений, хозяйственному инвентарю, традиционной одежде и украшениям. Коллекция экспонатов только по культуре коми насчитывает больше 400 предметов (различные элементы мужской и женской одежды, в том числе несколько десятков женских головных уборов, орудия прядения и ткачества, домаш­няя утварь и посуда, музыкальные инструменты). К числу уникальных экспонатов можно отнести женское ук­рашение «моль перна», состоящее из трех нательных крестов, а также смычок для сигудка с фигурной прорезной резьбой.
          Путешествуя по Коми краю, У.Т. Сирелиус сделал более сотни уникальных фотографий, из которых к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть. В начале века У.Т. Сирелиус был автором одной из богатей­ших коллекций этнографических фотографий по культуре финно-угров, и считался одним из ведущих европейских фото­графов, прекрасно владел не только мастерством техни­ки, но и эстетикой фотографического искусства. При этом каж­дый полевой снимок детальнейшим образом аннотировался, а, нередко, исследователь создавал и антропологические фотопор­треты: три изображения человека (фронт, сторона и вид сзади), записывал точные данные о возрасте, национальности, месте рождения, семейном положении, цвете глаз и волос, перенесен­ных болезнях, и сведения о происхождении родителей.
           Коллекция предметов, при­везенных У.Т. Сирелиусом из «пермской» экспедиции 1907 года, до настоящего времени составляет основу экспозиции по наро­дам коми и удмуртам в Национальном музее Финляндии.
           В ходе экспедиции по Коми краю У.Т. Сирелиус опирался на помощь представителей коми интеллигенции. В селе Выльгорт к исследователю присоединились в качестве переводчиков и проводников Алексей Александрович Чеусов и будущий этнограф, студент Московского
  университета Василий Петрович Налимов, который с 1907 года являлся стипендиатом Финно-угорского общества Финляндии. После отъезда в июле У.Т. Сирелиуса к удмуртам В.П. Налимов и А.А. Чеусов самостоятельно продолжили полевые исследования в селах Лозым, Пажга, Ыб и Вад по вопроснику, подготовленному финским исследователем, и зимой 1907 года выслали в Финляндию подробный отчет о проделанной работе (в настоящее время часть этих рукописных материалов хранятся в фондах архива Финно-угорского общества). В
ceле Усть-Кулом финский исследователь работал вместе с Александрой Григорьевной Кузивановой. В селе Скородум большую помощь У.Т. Сирелиусу оказал учитель начального земского училища Помоздинской волости Алексей Иванович Шомысов. Впоследствии У.Т.Сирелиус длительное время поддерживал переписку со своими помощниками, получая от них необходимые  консультации.
           Находясь в экспедиции по Коми краю, У.Т. Сирелиус посылал в Хельсинки достаточно обширные публицистические репортажи о своей поездке, которые были опубликованы на страницах популярного столичного еженедельника «
HELSINGINSANOMAT» (газета выходит в Хельсинки и поныне).

           Материал подготовлен по статье В.Э. Шарапова «Пермская экспедиция У.Т. Сирелиуса»//  Атлас Республики Коми, М., 2001, С.126-127