Закрыть

Сергель Сергей Иванович

 

       Сергей Иванович Сергель (1883 – 1955) – этнограф, путешественник, писатель, один из первых отечественных исследователей традиционной культуры коми и зарубежных саамов. В 1906 1908 годах С.И. Сергель по заданию Этнографического отдела Русского музея  (далее в тексте ЭОРМ;  ныне – Российский этнографический музей) работал в двух этнографических экспедициях – у коми-зырян Вологодской губернии и саамов (лопарей) Норвегии и Финляндии.
С.И. Сергель родился 23 сентября 1883 года в местечке Синявка Слуцкого уезда Минской губернии в семье волостного писаря. В 1894 году он поступил в Могилевскую гимназию, закончил ее в 1904 году, проучившись там 10 лет вместо обычных
  восьми. Скорее всего, это было связано с трудностями его детства, весьма небогатого, и ранней потерей родителей. В 1903 году, за год до окончания гимназии, Сергей Сергель, «побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям», предпринял в одиночку путешествие на реку Печору.
В 1904 году С.И. Сергель поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета в группу, где готовили географов. Как и многие неимущие студенты того времени, юноша зарабатывал деньги репетиторством. В 1906 году Сергель предложил ЭОРМ свои услуги по сбору коллекций у коми в верховьях р. Вычегды, мотивируя свое желание тем, что он уже посещал эти места в 1903 году и имел возможность познакомиться с местным населением. ЭОРМ включил молодого человека в число своих корреспондентов.
      Весной 1906 года Сергель отправился из Вологды по р. Сухоне пароходом, шедшим на север. Добравшись до Великого Устюга, он пересел на другой пароход, плывший вверх по р. Вычегде, и через несколько суток сошел
  в г. Усть-Сысольске. Далее путь лежал по берегу в верховьях  р. Вычегды, где Сергель надеялся найти «более интересное место для наблюдения за жизнью зырян».  Целью экспедиции было изучение традиционной культуры коми и сбор этнографических коллекций.  В конце июня 1906 года Сергель добрался до крупного волостного села Помоздин в верховьях Вычегды. В поисках типичной зырянской деревни, где сохранились архаичные формы традиционной народной культуры, Сергель направился в с. Бадь-йоль, расположенное в нескольких километрах к западу от Помоздина. В этой деревне он прожил два месяца.  В конце августа  исследователь купил лодку местной работы и на несколько дней отправился к верховьям Вычегды, чтобы посмотреть на охотничьи избушки. Обратный путь до  Усть-Сысольска Сергель прошел также на лодке. За четыре месяца своего пребывания на территории коми Сергель собрал коллекцию из 490 первоклассных этнографических памятников, сделал более двухсот фотографий, подготовил рукопись, содержащую описание зырянских построек  с приложением чертежей. Позднее он опубликовал книгу «В зырянском крае» (1928), куда поместил зарисовки повседневной жизни вычегодских коми.

      Зарекомендовав себя способным исследователем, в 1907 году Сергель получил от ЭОРМ новое задание
собрать этнографические коллекции, отражающие традиционную культуру зарубежных саамов. В начале июня 1907 года Сергель отправился к саамам, населявшим север Скандинавского побережья. Исходной точкой собственно экспедиции был г. Гаммерфест, откуда исследователь добрался до пристани  в 10-15 км к югу от с. Квальзунда. Затем Сергель направился в Реппар-фьорд, после    к селенью Кистрандт. Обогнув, пешком и на лодках, всю северную оконечность Норвегии, этнограф дошел до о. Варде. Исследователю удалось собрать коллекцию предметов, отражающих быт морских саамов Норвегии. Дальнейшей целью С.Сергеля было изучение жизни  лопарей-оленеводов. В Карашоке,  одном из центральных селений внутреннего Финнмарка, куда Сергель в конце ноября 1907 года прибыл вместе с группой оленеводов-кочевников, он познакомился с особенностями быта оседлых оленеводов. В конце декабря Сергель поехал  в Иннари, поселение на берегу одноименного озера, к речным саамам. Ранней весной 1908 года молодой исследователь вернулся в Петербург. В своих полевых исследованиях Сергель не ограничился сбором только вещевого материала. Он занимался подробной фотофиксацией наблюдаемых явлений традиционной культуры, сдал в ЭОРМ рукопись «экскурсия к норвежским лопарям», в которой обобщил свои наблюдения за культурой и бытом зарубежных саамов. Надо отметить, что Сергель меньше чем за полгода выучил норвежский язык (свободно говорил на нем), а во время кочевки – один из диалектов саамского – карашокский.
      Удивительный для совсем молодого человека профессионализм объясняется научной и творческой атмосферой, которая окружала Сергеля. Его преподавателем в университете был известный ученый Ф.К. Волков (1847
–1918), читавший курс антропологии. Ф.К. Волков, будучи хранителем ЭОРМ, являлся и куратором Сергеля в музее.
      Возвратившись в Петербург, С.И. Сергель вновь погрузился в нелегкую, полную лишений и невзгод жизнь. Тем не менее, в 1910 – 1911 годах он активно участвовал в работе Русского антропологического общества при Императорском С.-Петербургском Университете. Хотя намерение Сергеля посетить печорских зырян не встретило поддержки, а сам он по неясной причине отказался  от своего плана исследования киргизов, в 1913 году, благодаря своим знакомым,  этнограф сумел побывать на сибирских золотых приисках и поработать в артели золотоискателей.
      Поскольку С.И. Сергель не имел средств для завершения образования, в декабре 1912 года он получил выпускное свидетельство о том, что прослушал курс на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (география).
 Сведения о дальнейшей его жизни скудны. Известно, что в 1915 – 1916 годах Сергель работал в г. Вельске Вологодской губернии чиновником Министерства императорского двора и уделов, а затем – лесничим в той же губернии. В 1920-е годы он был преподавателем географии в Волоколамском сельскохозяйственном техникуме (в Московской области). В 1930 году Сергель написал заявление в Комитет Севера при Президиуме ВЦИК, в котором попросил  назначить его краеведом на одну из северных культбаз (с 1929 года культбазы создаются в самых отдаленных районах Ненецкого округа, Северного, Красноярского и Дальневосточного краев для содействия малым народам в социалистической реконструкции быта), но получил отказ. В начале 1930-х годов он переехал с семьей в Москву, где устроился на работу в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота инженером-географом. Начался период жизни, уже никак не связанный с занятиями этнографией. Умер С.И. Сергель в Москве в 1955 году, был похоронен на Донском кладбище.
      Научное наследие С.И.Сергеля включает в себя уникальные этнографические вещевые и фотоколлекции, собранные им в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии (1906) и Скандинавской Лапландии (1907 – 1908), а также рукописные материалы, в которых обобщаются результаты полевых наблюдений.

      Осенью 1906 года С.И. Сергель передал в
ЭОРМ 207 негативов вместе с фотоотпечатками. До конца этого же года коллекция была им зарегистрирована и включена в инвентарные описи отдела. В 1907 году 205 отпечатков этой коллекции были куплены у С.И. Сергеля Музеем антропологии и этнографии (ныне – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук). В НМРК также хранятся 188 отпечатков С.И.Сергеля, переданных в 1930-х годах из ЭОРМ.

 

      По ст. Н.И. Ивановская, С.И. Сергель и его научное наследие//Сергей Иванович Сергель. Этнограф и путешественник, С.-Пб., 2011 г.